- а) “Солнце есть спутник Земли”;
- б) “2+3´4”;
- в) “сегодня отличная погода”;
- г) “в романе Л.Н. Толстого “Война и мир” 3 432 536 слов”;
- д) “Санкт-Петербург расположен на Неве”;
- е) “музыка Баха слишком сложна”;
- ж) “первая космическая скорость равна 7.8 км/сек”;
- з) “железо — металл”;
- и) “если один угол в треугольнике прямой, то треугольник будет тупоугольным”;
- к) “если сумма квадратов двух сторон треугольника равна квадрату третьей, то он прямоугольный”.
не являются высказываниями: б); в); е).
Ответ Истинные: д), з), к);
ложные: а), и);
истинность трудно установить: г);
можно рассматривать и как истинное, и как ложное в зависимости от требуемой точности представления: ж).
- а) из арифметики; б) из физики;
- в) из биологии; г) из информатики;
- д) из геометрии; е) из жизни.
Истинные высказывания: а) “2+2=4”; б) “сила притяжения тел обратно пропорциональна квадрату расстояния между ними” в) “зайцы питаются растениями”; г) “бит - фундаментальная единица информации, используемая в теории информации”; д) “два треугольника равны, если две стороны и угол между ними одного треугольника равны двум сторонам и углу между ними другого треугольника”; е) “понедельник - первый день недели.
- а) “Эльбрус — высочайшая горная вершина Европы”;
- б) “2>=5”;
- в) “10<7”;
- г) “все натуральные числа целые”;
- д) “через любые три точки на плоскости можно провести окружность”;
- е) “теннисист Кафельников не проиграл финальную игру”;
- ж) “мишень поражена первым выстрелом”;
- з) “это утро ясное и теплое”;
- и) “число n делится на 2 или на 3”;
- к) “этот треугольник равнобедренный и прямоугольный”;
- л) "на контрольной работе каждый ученик писал своей ручкой".
- а) “5<10”, “5>10”;
- б) “10>9”, “10<=9”;
- в) “мишень поражена первым выстрелом”, “мишень поражена вторым выстрелом”;
- г) “машина останавливалась у каждого из двух светофоров”, “машина не останавливалась у каждого из двух светофоров”,
- д) “человечеству известны все планеты Солнечной системы”, “в Солнечной системе есть планеты, неизвестные человечеству”;
- е) “существуют белые слоны”, “все слоны серые”;
- ж) “кит — млекопитающее”, “кит — рыба”;
- з) “неверно, что точка А не лежит на прямой а”, “точка А лежит на прямой а”;
- и) “прямая а параллельна прямой b”, “прямая a перпендикулярна прямой b”;
- к) “этот треугольник равнобедренный и прямоугольный”, “этот треугольник не равнобедренный или он не прямоугольный”.
не являются отрицаниями друг друга: а), в), е), ж), з), и).
- а) “наличия аттестата о среднем образовании достаточно для поступления в институт”;
- б) “наличие аттестата о среднем образовании необходимо для поступления в институт”;
- в) “если целое число делится на 6, то оно делится на 3”;
- г) “подобие треугольников является необходимым условием их равенства”;
- д) “подобие треугольников является необходимым и достаточным условием их равенства”;
- е) “треугольники подобны только в случае их равенства”;
- ж) “треугольники равны только в случае их подобия”;
- з) “равенство треугольников является достаточным условием их подобия”;
- и) “для того, чтобы треугольники были неравны, достаточно, чтобы они были неподобны”;
- к) “для того, чтобы четырёхугольник был квадратом, достаточно, чтобы его диагонали были равны и перпендикулярны”.
ложны: а), д), е), ж).
- а) если (а или (b и с)), то d;
- б) если (не а и не b), то (с или d);
- в) (а или b) тогда и только тогда, когда (с и не d).
Ответ
Ответ Решение. Введем обозначения для логических высказываний: а – “ты будешь говорить правду”; b – “тебя возненавидят люди”; c – “тебя возненавидят боги”. Договоримся считать, что некоторое заданное высказывание x истинно, если нет оговорки. Тогда предостережение матери можно записать так:
а) “это утро ясное и тёплое”;
|
ж) “это утро не ясное или не тёплое”;
|
б) “это утро ясное и оно не тёплое”;
|
з) “это утро не ясное и не тёплое”;
|
в) “это утро не ясное и оно не тёплое”;
|
и) “это утро ясное или не тёплое”;
|
г) “это утро не ясное или оно тёплое”;
|
к) “если это тро ясное, то оно не тёплое”;
|
д) “это утро ясное или оно не тёплое”;
|
л) “если это утро не ясное, то оно тёплое”;
|
е) “это утро не ясное или оно не тёплое”;
|
м) “это утро ясное и не тёплое”.
|
- а) истинно тогда и только тогда, когда оба данных выказывания ложны;
- б) ложно тогда и только тогда, когда оба данных высказывания истинны.
а)
|
д)
|
б)
|
е)
|
в)
|
ж)
|
г)
|
- а)
- б)
- в)
- г)
- д)
Решение: .
- а)
- б)
- в)
- г)
- а)
- б)
- в)
- г)
- д)
- е)
- ж)
- з)
- и)
- к)
- а) тождественно равна единице;
- б) тождественно равна нулю.
а)
|
б)
|
||
в)
|
г)
|
- а)
- б)
- в)
- г)
- д)
неравносильны: а), г).
Пояснения. Обозначим функции проводимости рассматриваемых переключательных схем как F1 и F2, соответственно. Тогда:
б)
в)
д)
- а)
- б)
- в)
- г)
ЛОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
Ответ Аня вырастила маргаритки, Роза – анютины глазки, Маргарита – розы.
Первый из опрошенных свидетелей сказал работникам ГАИ, что это были “Жигули”, первая цифра номера машины — единица. Второй свидетель сказал, что машина была марки “Москвич”, а номер начинался с семёрки. Третий свидетель заявил, что машина была иностранная, номер начинался не с единицы. При дальнейшем расследовании выяснилось, что каждый из свидетелей правильно указал либо только марку машины, либо только первую цифру номера. Какой марки была машина и с какой цифры начинался номер?
Ответ “Жигули”, номер начинается с семерки.
Известно, что:
- победитель олимпиады по информатике учит Ирену и Тимура работе на компьютере;
- Камилла и Эльдар тоже заинтересовались информатикой;
- Тимур всегда побаивался физики;
- Камилла, Тимур и победитель олимпиады по литературе занимаются плаванием;
- Тимур и Камилла поздравили победителя олимпиады по математике;
- Ирена cожалеет о том, что у нее остается мало времени на литературу.
Ответ Ирена – победитель олимпиады по математике, Тимур – по географии, Камилла – по физике, Эльдар – по литературе, Залим – по информатике.
- пломбир с орехами;
- пломбир с бананами;
- пломбир с черникой;
- шоколадное с черникой;
- шоколадное с клубникой.
Какое же мороженое и с какими фруктами любит Ирена?
Ответ Пломбир с клубникой. Пояснение. Два других возможных варианта – шоколадное с орехами и шоколадное с бананами, не подходят по условию задачи (число вариантов, в которых не нравятся и тип мороженого и наполнитель, в этих случаях равно двум вместо одного).
Ответ Шумахер пришел первым, Кулхардт – вторым, Хилл – третьим и Алези – четвертым. Пояснение. Шумахер не четвертый, так как он пожимал четвертому руку; он не второй и не третий, так как пилоты, занявшие эти места поливали друг друга шампанским в то время как он пожимал руку. Следовательно, Шумахер первый. Далее, раз Хилл мокрый, то он занял одно из призовых мест, но не первое и не второе (поздравлял пилота, занявшего второе место). Следовательно, Хилл – третий. Кулхардт занял не четвертое место, так как он втаскивал на пьедестал пилота, занявшего четвертое место. Следовательно, он второй.
Кто же из богатырей победил Змея Горыныча?
Ответ Добрыня Никитич.
Ответ Есть две возможности:
а) первый урок – информатика, второй – история, третий – физика;
б) первый урок – физика, второй – информатика, третий – история.
1) при отказе второго двигателя надо приземляться, а при отказе третьего можно продолжать полёт;
2) при отказе первого двигателя лететь можно, или при отказе третьего двигателя лететь нельзя;
3) при отказе третьего двигателя лететь можно, но при отказе хотя бы одного из остальных надо садиться.
Лётные испытания подтвердили правоту каждого из конструкторов. Определите, при отказе какого из двигателей нельзя продолжать полёт.
Ответ При отказе второго двигателя нельзя продолжать полет.
1) первым будет Саша, Виктор будет вторым;
2) вторым будет Саша, Дима будет третьим;
3) Андрей будет вторым, Дима будет четвёртым.
По окончании соревнований оказалось, что в каждом из предположений только одно из высказываний истинно, другое ложно.
Какое место на соревнованиях занял каждый из юношей, если все они заняли разные места.
Ответ Первое место занял Саша, второе – Андрей, третье – Дима, четвертое – Виктор.
По особенностям психологической совместимости врачи рекомендуют совместные полеты Фриша и Кларка, а также Леонова с Хорхесом и Депардье. Напротив, нежелательно, чтобы Депардье оказался в одной экспедиции с Намом, а Волков — с Кларком. Кого следует включить в состав экспедиции?
Ответ В экспедицию следует включить: аэронавтом – Геррети, космонавигатором – Кларка, биомехаником – Фриша, энергетиком – Депардье, врачом – Хорхеса, астрофизиком – Леонова.
Спасибо за интересный материал.
ОтветитьУдалитьНо как минимум на этой странице не помешала бы ссылка на первоисточник.
Это исправимо.
ОтветитьУдалитьПервоисточник: Шауцукова Л.З. Информатика 10 - 11. — М.: Просвещение, 2000 г.
Актуальный,интересный и разноплановый материал. Большое спасибо.
ОтветитьУдалитьБольшое спасибо!
ОтветитьУдалить